• Сказка о карданном вале

    Со времен появления на дорогах первых подобий автомобилей конструкторы пробовали создать идеальную систему передачи крутящего момента от двигателя к колесам. И ногда эти системы выглядели довольно причудливо. Вспомните шатунный привод у паровоза или цепную передачу у мотоцикла. Но классикой передачи вращения между агрегатами являлся и до сих пор является карданный вал.
    Кто стал первооткрывателем этого типа устройства определить тяжело. Достоверно известно, что изобретателем крестового шарнира (прообраза крестовины карданного вала) стал англичанин Роберт Хук, который в 1664 году получил патент на это изобретение. До автомобильной промышленности это изобретение добралось через пару сотен лет — в 1898 году Луис Рено установил на свой автомобиль вал с крестовыми шарнирами, названный тогда "Хуковым валом". Позднее вал усовершенствовали разделив на два сегмента и добавив колено. Из-за чего и появилось современное название "карданный вал". Но на этом история усовершенствований карданного вала не закончилась. Так, в 1903 году Клеренс Спайсер запатентовал конструкцию вала со шлицевой втулкой, которая позволяла компенсировать продольное удлинение. С тех пор конструкции карданного вала не претерпела никаких кардинальных изменений.
    Менялись технологии изготовления, способы крепления крестовин, конструкции фланцев, начали использоваться сверхпрочные полимерно-композитные материалы. Были добавлены динамические балансиры, требующие при настройке современного высокоточного оборудования. Но основная конструкция неизменна с 1903 года.
    Конечно, как и любой другой механизм крестовой шарнир имеет определенные ограничения. Например — ограничение угла изменения оси вращения или пульсация угловой скорости, которая компенсируется взаимным положением вилок в одной плоскости, вносящей противофазные импульсы...
    Казалось бы, в современной автомобильной промышленности карданный вал, благодаря использованию переднего привода, полностью заменили ШРУСы. Но карданный вал не потеряет своей актуальности и в наше время. Ведь карданный привод по прежнему применяется в промышленности, в электротранспорте, но самое широкое распространение карданный вал имеет в автомобилях всего мира. Все грузовые автомобили, а также полноприводные внедорожники комплектуются трансмиссионными валами с применением крестового соединения.
    Но у такого простого механизма как карданный вал возможны неисправности. О появлении тех или иных неисправностей карданного вала будет сигнализировать аномальный шума и вибрация на корпусе. Причиной этой неисправности чаще всего является дисбаланс в конструкции. В случае возникновения таких симптомов вам скорее всего понадобится процедура балансировки карданного вала. Это несложная процедура однако требующая квалифицированого персонала и наличия специализированного оборудования.

    Любопытно, что во многих странах Европы процедура балансировки карданного валов является обязательной при проведении планового технического обслуживания. В то время как в Украине она необязательна и прибегают к ней только после появления явных симптомов. А иногда и после поломки карданного вала. Например, его скручивания. И такое бывает.
    Если вам нужен ремонт карданного вала в Киеве, то его выполняют многие фирмы и найти их адреса не составит труда.
  • Реклама